Новости

30.10.2018

Пассивная защита как эффективный фактор противодействия кражам

Магазинные кражи — один из наиболее распространенных видов преступлений в мире. Убытки, которые они ежегодно приносят владельцам бизнеса, исчисляются многомиллиардными суммами. По данным международного рейтинга Global retail theft barometer, годовые потери составляют около $130 млрд — в среднем 1,25-1,45% от оборота компании. Сами розничные сети оценивают потери от различных видов воровства в диапазоне от 0,25% до 5% общего товарооборота.

В Украине по итогам 2018 года ожидается, что розничный товарооборот достигнет показателя в 1 трлн грн (возможно, даже немного превзойдет его) и если принять уровень потерь от краж в указанном выше среднем диапазоне, то сумма выходит внушительной — до 12,5-14,5 млрд грн убытков (свыше полумиллиарда $).

Процент хищений очень зависит от типа товара, представленного в торговой точке. Так по данным украинских ритейлеров больше всего воруют мелкую электронику, предметы одежды, очки, косметику, обувь, электроинструмент, кофе, алкоголь и широкий спектр продуктов питания. При этом, как показывает опрос представителей торговых компаний в Украине, люди со стороны наносят 50-55% от общего объема убытков. Еще 35-40% — это воровство персонала и 10-15% — махинации на стороне поставщиков.

На борьбу с хищениями тратятся немалые средства, но все равно, полностью победить воровство в магазинах не удается. Лучший результат, по словам самих ритейлеров — снижение показателя убытков до 0,1-0,3% от общего товарооборота. Для достижения этой цели используют не только дорогие технические средства, но и достаточно дешевые (или вообще бесплатные) вспомогательные методы, которые во многих случаях, существенно поднимают эффективность комплекса мер безопасности.

К числу таких методов относится, например, правильная организация торгового зала и особое расположение торговых стеллажей, что особенно важно для магазинов самообслуживания, где товары находятся в свободном доступе. Первый важный момент заключается в том, что в торговом зале не должно быть «слепых» зон, которые не просматриваются системами видеонаблюдения. Если таковые все же имеются, необходимо проинструктировать персонал с тем учетом, чтобы работники магазина, находящиеся в торговом зале обращали внимание на подозрительное поведение посетителей, которые находятся в «слепых» зонах и сообщали о своих подозрениях охране.

В целом же работники торгового зала также должны выполнять функцию помощников службы безопасности. Это вовсе не значит, что, скажем продавец-консультант обязан следить за всеми покупателями — достаточно просто находится в поле зрения посетителей, приветствовать их предлагать помощь. Потенциального вора может отпугнуть уже то, что не него обратили внимание, в то время, как большинство покупателей будут рады почувствовать расположение персонала.

Интересно также, что снижению числа краж способствуют как манекены, установленные в торговом зале, так и большие зеркала (особенно, если на них есть пометка о наличии в магазине системы видеонаблюдения). Кстати, специальные сферические зеркала, установленные в магазине, также способствуют повышению эффективности антикражных мер. Во-первых, они обозревать достаточно большую площадь торгового зала, а во-вторых, могут стать дополнительным элементом к установленной системе видеонаблюдения.

Если установить зеркало в поле зрения объектива, то это позволит увидеть то, что происходит в тех зонах, которые не просматриваются самой камерой. Вряд ли в таком случае удастся рассмотреть много деталей в зеркале, но определить подозрительное поведение покупателей в большинстве случаев все же можно. Желательно также не использовать слишком высокие стеллажи при наличии узких проходов между ними — это создает естественные слепые зоны для камер видеонаблюдения.

Дорогой товар лучше всего располагать выше уровня карманов (поскольку именно иллюзия доступности и «незаметности» противоправного действия может спровоцировать кражу). Размещение конфет и сладостей в торговом зале на высоте до 1,5 метров способно привести к неприятным инцидентам с маленькими детьми, которым еще трудно противится соблазну взять шоколадку или жвачку (при этом мало кто уведомляет о своем действии родителей). В итоге «кража» может быть либо обнаружена на выходе, что чревато ненужным скандалом, либо (что бывает чаще) остается незамеченной. Мелкий и недорогой товар лучше всего располагать в хорошо контролируемой кассовой зоне. Дорогую продукцию следует выставлять в специальных закрытых стеллажах (и не вплотную к выходу) или защищать специальными трудно снимаемыми датчиками.

Но, главное правило эффективной системы безопасности — ее проектированием, внедрением и сопровождением должны заниматься профессионалы, обладающие многолетним опытом реализации успешных проектов. Именно такие специалисты работают в компании «Техногард».