Новости

19.12.2017

Магазинные кражи в Украине: масштаб проблемы и способы борьбы

Магазинные кражи — настоящая проблема для сферы торговли во всем мире. Ущерб, нанесенный злоумышленниками в результате воровства, измеряется сотнями миллиардов $. Только в США эта сумма составляет не менее $33-35 млрд. В Украине открытой статистики по данному вопросу нет, однако нам удалось побеседовать с крупными представителями сектора розничной торговли, чтобы хотя бы оценить масштаб проблемы. Так на основе полученных сведений и мнений экспертов можно сделать вывод о том, что в масштабах страны, магазинные кражи обходятся владельцам торговых точек в $200-230 млн ежегодно. Сумма немаленькая. При этом значительная часть украденного товара снова попадает в оборот через скупщиков краденного — это вид теневого «бизнеса» тоже процветает у нас в стране. Получить данные о его объемах не представляется возможным, однако, можно предположить, что он составляет не менее $65-75 млн, учитывая тот факт, что по сведениям от представителей правоохранительных органов, воры обычно сбывают украденное за 15-20% от его розничной стоимости, а затем скупщик перепродает товар дальше — уже со своей «накруткой». Поэтому неудивительно, что при таких оборотах этот незаконный вид обогащения процветает.

Кто и что ворует?

Наиболее популярными группами товаров с точки зрения воровства являются дорогие продукты питания (элитный алкоголь, нарезки дорогих сортов рыбы и мяса, сыры, икра, дорогой шоколад, сливочное масло), косметика и парфюмерия, батарейки, мелкая электроника и даже книги.

Методы воровства используются разные, но в числе наиболее популярных — самые простые способы, основанные на срезании бирок, экранировании датчиков, переклеивании ценников и т.д. Наибольшую опасность представляют организованные группы, которые заранее планируют свой «визит» в торговую точку и распределяют роли между участниками группы. Обычно они предварительно изучают место будущей кражи — расположение камер видеонаблюдения и постов охраны, тип антикражной системы и т.д. . В ряде случаев осуществляется тестовый вынос товара с целью выявления скрытых систем безопасности (часто это происходит по сценарию «забывчивый покупатель», когда вор делает вид, что просто забыл оплатить один из товаров, например, заговорившись по телефону). При этом в магазинах системы безопасности обновляются довольно редко, поэтому изучив и «отработав» торговую точку воры возвращаются туда снова и снова. Если действует группа (обычно это три человека, иногда больше), каждый ее участник выполняет свою задачу — один перекладывает товар в «слепую зону», недоступную для видеокамер, второй удаляет защитную этикетку с помощью специально приготовленного инструмента, третий прячет и выносит товар из торгового зала. Эффективно бороться с такими группами чрезвычайно сложно (но все же можно путем применения комплексных мер) и на них, судя по всему, приходится наибольший процент краж.

Воруют также наркоманы, алкоголики и прочие неблагополучные элементы. Часто на сознательную кражу идут дети (на них приходится от 1/5 до 1/4 всех зафиксированных случаев воровства в магазинах). Кстати, действительно нуждающиеся люди, например, пенсионеры, совершают относительно мало краж — в основном на это идут люди, вполне трудоспособные, часто не испытывающие серьезных материальных трудностей. В последнее время появились группы по интересам, для которых воровство в магазинах — просто способ развлечения.

Защита от краж — преимущества комплексного подхода

Больше всего страдают от краж крупные торговые точки с товарами, находящимися в открытой выкладке. Да, такой подход увеличивает выторг, но, в то же время, облегчает задачу грабителям. Там более, на больших торговых площадях службе безопасности сложно одинаково эффективно контролировать все зоны. Как отмечают представители сегмента розничной торговли — в небольших магазинах, торговые ряды которых хорошо просматриваются, процент краж ниже, чем в крупных сетевых супермаркетах.

Для того чтобы средства борьбы с магазинным воровством были эффективными, они должны носить комплексный и системный характер. На этапе проектирования здесь не обойтись без консультаций профильных специалистов, которые помогут не только подобрать оптимальный тип антикражной системы и рассчитать правильное расположение камер видеонаблюдения (чтобы исключить «слепые зоны»), но и дадут действенные рекомендации по организационным мероприятиям. Которые, кстати, не менее важны, чем техническая и программная составляющая. Кроме того, сами торговые точки и особенно крупные сети должны обмениваться информацией о выявленных инцидентах — вести общие «черные» и «серые» списки покупателей, координировать работу по выявлению правонарушений и выявлению методов краж, обмениваться опытом в сфере построения антикражных систем. Правильное сочетание технических средств, административных методов и внутриотраслевого взаимодействия позволит эффективно бороться с кражами в магазинах и если не исключить их полностью, то, по крайней мере, значительно снизить процент хищений и ущерб от них.